избранные

19.10.2018

Прощание с тетрадкой: как онлайн-кассы помогут малому бизнесу

Открывая доступ к своим фискальным данным крупным производителям, магазины могут получать от них реальные выплаты.

Онлайн-кассы сулят малому бизнесу не только снижение количества налоговых проверок и автоматизацию продаж. Открывая доступ к своим фискальным данным крупным производителям, магазины могут получать от них реальные выплаты, считает Александр Котляр, генеральный директор платформы — агрегатора данных касс розничных сетей Wellmark. «Крупные производители, в том числе зарубежные, сильно заинтересованы в получении информации о продажах своей продукции от розничных точек, — говорит Котляр. — Раньше ни один из них не получал оперативные и объективные данные о том, как именно продается его продукция в российской рознице: он просто отгружал товар дистрибьютору, а аналитика розничных продаж оставалась «слепым пятном». В то же время любой производитель в рамках трейд-маркетинга (меры, направленные на повышение эффективности взаимодействия с участниками дистрибьюторской цепочки. — РБК) ставил себе задачу стимулировать розничные точки денежными бонусами, чтобы они продавали больше его товара. Из-за отсутствия информации о показателях конкретных точек выделяемые на трейд-маркетинг средства тратились неэффективно».

По оценкам Котляра, весь рынок трейд-маркетинга в России сегодня составляет порядка $3 млрд. «Это те деньги, которые зачастую даже не в полном объеме доходили до магазинов», — негодует он. Причина в том, что больше половины розничных точек не имели возможности оперативно сдавать отчетность о продажах и, как следствие, участвовать в акциях производителей, считает Денис Глушенков, директор департамента развития компании — дистрибьютора средств сотовой связи ТФН. «Онлайн-кассы не только позволят подключить несколько тысяч новых розничных точек напрямую к производителям через автоматизацию отчетности, но и впервые откроют путь к их бонусному стимулированию», — говорит он.

Возможность, появившаяся благодаря реформе, уже начала пользоваться спросом. К платформе Wellmark, которая обрабатывает данные онлайн-касс розничных магазинов (они поступают в компанию с согласия розничной точки через ОФД), к сегодняшнему дню подключилось около десяти производителей фармацевтической продукции (среди них, например, японская Takeda). Производители получают статистику продаж аптек. Часть из этих фармкомпаний уже начала стимулировать лидеров денежными бонусами за предоставление данных. По словам предпринимателя, такие выплаты могут увеличивать ежемесячный оборот открывших данные розничных точек до 10%.

«В нашем случае запрос на предоставление фискальных данных поступил от самих производителей, — рассказывает Константин Тиунов, директор по маркетингу ГК «Юнидент» (сети аптек «Юнифарма» и «Росаптека»). — Мы на это пошли, прекрасно понимая, что скоро будет сложно получать лучшие условия и бонусы, не предоставляя партнерам эффективную аналитику. К сожалению, пока не все ОФД даже при нашем согласии готовы передавать данные наших онлайн-касс третьим лицам. Возможно, в будущем появятся соответствующие поправки к ФЗ-54, которые урегулируют обмен фискальной аналитикой между участниками товаропроводящей цепи и роль ОФД в этом процессе».

Подробнее на РБК:

https://www.rbc.ru/own_business/15/10/2018/5bc065629a794742d4dad27b