Модель бизнес платформ: как применить модель платформ и не бояться цифровых идей?
Реалии бизнеса требуют от компаний жестко экономить для высвобождения капитала и проницательным инвестором, чтобы делать грамотные ставки в мире цифровых инноваций, нанимая правильных людей и выбирая подходящие технологии (Питер Уэйс, Вице Президент и CIO, Matson). Компании нуждаются в информации, но не хотят влиять на customer experience, размывать региональные данные и непосредственно сам бренд.
Возникла потребность «единой версии правды», собранной на одной платформе. Платформа может касаться любого направления: все данные о продажах или жалоб, или отгрузок и погрузок – главное на одном ресурсе.
Платформа, как бизнес модель, позволяет обеспечить невидимую и эффективную связь со всеми контрагентами. Здесь важно отметить, что зрелая модель предполагает связь как внутри отделов, так и вовне. Таким образом, платформа становится своего рода облачным централизованным аутсорсом, «службой одного окна» по всем запросам бизнеса.
Платформы превращают индустрии во взаимосвязанные экосистемы, которые меняют традиционные правила конкуренции. Игроки на рынке включаются в существующие платформы, чтобы создавать новые продукты, услуги или опыт клиентов, при этом всегда создавая новый или расширяя текущий канал коммуникации. В случае стратегии роста бизнеса, компании используют существующие платформы или создают собственные.
*Важно понимать, что платформы, как бизнес модель – это организационная реструктуризация для обеспечения свободного обмена информацией и максимальной эффективности; тогда как платформа, как техническое средство, это один из инструментов-сервисов, который может использоваться обособленно для достижения какой-то отдельной функции или максимально полно для перестройки бизнес модели.
В современных экосистемах «независимые» продукты и услуги становятся частью большого конкурентного набора.
Консолидация стала ключевым трендом ритейла, ИТ и в общем то всего в 2018 г. Все просто: системы платформ помогают уменьшить риски, разгрузить сотрудников и переориентировать их на более трудные задачи, а также быстро достичь конкурентных преимуществ.
Согласно исследованию Accenture, средний цикл жизни компании S&P500 снизился с 61 года (1958 г.) до 12 лет (в 2012 г.). Если все продолжится в таком же духе, 75% лидеров индустрии исчезнут через 25 лет.
90% компаний, которые осознали тренд разрушения, считают, что смогут его преодолеть через модель экосистем, а 40% считают, что это – ключевой фактор успеха в будущем.
Примеров таких моделей на самом деле много. Например, в том же Matson, менеджменту удалось сократить затраты на 50% посредством консолидации дата-центров.
Другой пример приводит MIT Sloan School of Business: BMW использовала систему платформ для внутренней оптимизации, которая позволила развить модельный ряд, увеличить штат инженеров и сократить издержки.
AXA, Alibaba, Ant Financial Services создали платформу и создали общий рынок услуг и коммерческую экосистему, усилив свои позиции. Была создана дополнительная ценность за счет оптимизации конкретного участка в цепочке ценности. Более того, компании смогут разделять риски и ресурсы, создавая позитивные коллаборационные модели.
Huawei, например, понимает, что миром правит консолидация и вовлечение пользователей в некий опыт, поэтому «будучи компанией, ориентированной на инновации, Huawei ускоряет внедрение цифровой стратегии и будет делиться лучшими практиками со всей индустрией. На сегодняшний день 197 компаний из Fortune 500 и 45 из топ 100 выбрали Huawei в качестве своего партнера по цифровой трансформации.
В модели платформ есть участники, есть Value unit (блок ценности), который представляет собой то, что одна сторона – исполнитель – делает для другой стороны, а именно: доступная информация по каждой запрашиваемой транзакции/продажи/событию поставщика/производителя услуг или товаров.
На примере Airbnb – это процесс выкладывания комнаты для того, чтобы впоследствии ее сняли. Таким образом, платформа всегда обладает возможностью поиска. Что это дает? Прямое взаимодействие, и это на сегодняшний день много. Вот это взаимодействие и есть цель платформы. Ценность создается непосредственно на платформе.
Трудности для создателей платформ такие: соединить «яйцо и курицу» (т.е. в нашем случае производителей и потребителей), обеспечить постоянное воспроизводство или обновление ценностной составляющей для и обладать постоянной воспроизводимой ценностью от производителей. Поэтому ценность платформы в постоянном использовании обеими сторонами. Но эра интернета делает модель платформ просто незаменимой, и все, кто пытаются это отрицать окажутся в западне.
Платформы нужны не просто потому, что настала эра цифровых технологий, а потому, что сбор данных и агрегирование информации корректным образом – это, пожалуй, единственное, что сейчас сможет отличить возможности одной компании от другой.
По мнению исследователей Accenture, каждую сферу коснется волна разрушений. Те, кто еще не подумали об этом, могут прочитать, как избежать этого:
Переосмыслите потребности вашего потребителя.
Попытайтесь понять даже то ,чего ваш покупатель еще не осознает сам и решите эти задачи наиболее продуктивным образом.
Сделайте себя необходимыми.
Станьте ключевым элементом интегрированных решений, необходимых потребителю. Определите, где ваше место в цепочке создания ценности: вы создаете идеи, делаете дизайн, производите или собираете? Это горизонтальное или вертикальное предложение?
Проверьте ваше предложение на прочность.
Нужно обязательно быстро перемещаться с точки «наблюдения» в точку «активных действий», иначе первыми это предложат ваши конкуренты. Подумайте, где вы будете платформой, платформой над всеми платформами, или разработчиком приложения и услуг на платформах других людей.
Готовьтесь к новому понятию «нормального».
Время проверить, есть ли у вас способности, необходимые для создания ценного предложения. Компании с высокими показателями подключаются к наиболее широким экосистемам, чтобы получить большой охват доступных активностей.
Сделайте вашу экосистему успешной.
Подумайте, как донести ваше предложение и ценность, которую вы создаете внутри вашей экосистемы, вместо того, чтобы ориентироваться на отношения, основанные на совершении транзакций. Представьте себя ключевым драйвером развития экосистемы вне зависимости от той роли, которую вы играете. Вовлекайте в действие участников системы и приводите новых.